Республика Беларусь, г. Минск, ул.Кирова 18

В медицинском центре «БЛОССОМ КЛИНИК» при поддержке Белорусской общественной организации дерматовенерологов и косметологов, а также при поддержке Дерматологической Лаборатории La Roche-Posay прошел бесплатный осмотр родинок, приуроченный ко Дню диагностики меланомы.

В акции участвовало более 10 дерматологов и онкологов, которые бесплатно осматривали всех желающих по предварительной записи. Ниже приведена статистика прошедшей акции.

День диагностики меланомы в Беларуси
более 10

дерматологов и онкологов

150 человек

прошли обследование

2 подозрения

на меланому

2 подозрения

на базально-клеточный рак

Дерматолог Горейши Самир Усманович

Онколог Зайцев Василий Федотович

Врач онколог в Минке Зайцев Василий Федотович

На самые распространенные вопросы о заболевании ответил наш замечательный доктор-онколог, маммолог, хирург высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «общеврачебной практики» БГМУ Зайцев Василий Федотович.

Основными клиническими формами меланомы являются: поверхностно-распространяющая (39-75%), узловая, злокачественная лентиго меланома и акральная меланома.

Поверхностно распространяющаяся плоская меланома представляет собой бляшку неправильной конфигурации с фестончатым контуром, очагами регрессии и обесцвечивания, мозаичной окраски, кератозом на поверхности. В среднем через несколько лет на бляшке возникает узел, свидетельствующий о переходе горизонтального роста в вертикальный.

Развивается одинаково часто как на неизмененной коже, так и из пигментного невуса. Может локализоваться на открытых и закрытых участках кожного покрова, преимущественно на нижних конечностях у женщин и верхней половине спины у мужчин.

Узловая меланома, составляющая 10-30% всех меланом кожи, является наиболее агрессивной разновидностью опухоли. Чаще появляется на неизмененной коже. Представляет собой узел, реже полиповидное образование на коже. Характерно быстрое, в течение нескольких месяцев, удвоение объема узла, его раннее изъязвление и кровоточивость. С локализацией на коже спины, шеи, головы, конечностей.

Меланома типа злокачественного лентиго составляет около 10-13% всех меланом. Чаще развивается у пожилых людей на открытых участках кожи лица и шеи в виде пятен или бляшки черно-коричневого цвета. Этот тип меланомы менее агрессивен, чем другие плоские меланомы.

Акральная меланома возникает в ложе ногтя и составляет около 8% всех меланом кожи. Обычно представляет собой темное пятно под ногтем, что крайне затрудняет ее своевременную диагностику.

Установлено, что пигментные образования на коже, которые регулярно меняли форму и цвет, оказывались меланомой в 4 раза чаще, чем те, у которых внешний вид оставался неизменным.

На злокачественное перерождение указывают:

• изменение цвета (уменьшение или резкое усиление пигментации);
  • нарушение или полное отсутствие рисунка кожи в области невуса, «лаковая» поверхность или шелушение;
  • появление воспалительного ареола вокруг родинки (краснота в виде венчика);
  • изменение конфигурации по периферии, размывание контура невуса;
  • увеличение размера невуса (особенно в возрасте старше 30 лет) и его уплотнение;
  • зуд, жжение, покалывание в области родинки; появление трещин, изъязвлений в области родинки, кровоточивости;
  • выпадение имевшихся на родинке волосков;
  • внезапное исчезновение родинки (особенно после загара на солнце или в солярии).

Из всех раковых заболеваний кожи лишь 4% приходиться на меланому. По месту расположения меланома в 50% случаях возникает на ногах, 10-15% — руках, 20-30% — туловище, 15-20% — лице и шее. При этом у 50-80% больных меланома формируется на месте родинок. В 86% случаев развитие меланомы связанно с воздействием ультрафиолетового излучения (солнечного или соляриев). Причем риск возникновения меланомы выше на 75% у лиц, начавших получать загар в солярии до 35 лет.

Меланома одна из наиболее злокачественных опухолей и характеризуется быстрым ростом, ранним лимфогенным и гематогенным метастазированием. Около половины случаев развития меланомы приходится на лиц в возрасте 30–50 лет. Крайне редко опухоль может развиваться у детей. Меланома может развиваться в любой области тела, но излюбленной ее локализацией у женщин являются нижние конечности (голень), а у мужчин– туловище (спина). У пожилых людей опухоль несколько чаще локализуется на коже лица.

За последние десять лет ежегодное число случаев заболевания меланомой кожи в Беларуси увеличилось в 1,5 раза: с 461случая в 2001 году до 676 — в 2010 году. В целом каждые 6-8 лет в мире отмечается удвоение числа больных меланомой.

К группе повышенного риска развития меланомы относятся лица: с белой кожей (у светлых людей имеется генетический дефект MС1R-белка, пигментные клетки не вырабатывают в достаточном количестве меланин. Под воздействием УФ-лучей возникает дефект в самом MС1R-белке. В результате, он уже не передает клетке информацию о необходимости восстановления поврежденной ДНК, приводя к развитию мутаций.), рыжими волосами, с голубыми, серыми или зелеными глазами; постоянно обгорающие на солнце; перенесшие солнечные ожоги и длительно пребывавшие на солнце, особенно в возрасте до 20 лет; имеющие среди близких родственников больных меланомой (другим раком кожи); имеющие более 100 родинок на теле или более 50 в возрасте до 20 лет; имеющие меланоз Дюбрея (пpедpаковое заболевание кожи).

Установления роль травмы пигментного невуса кожи в развитии меланомы. Травматизация невуса может быть хронической и происходить незаметно. От воздействия ремушком, резинкой, накрахмаленным воротничком рубашки, бюстгальтерам — травмируются родинки на туловище, шее, поясничной области, локализующиеся на подошвах стоп, ладонях, промежности.

Половое созревание, беременность и климактерическая перестройка расцениваются как факторы риска развития меланомы из пигментных невусов.

Определенную роль играет генетическая предрасположенность (семейные случаи меланомы).

Меланома чаще развивается у женщин, длительно принимавших гормональные противозачаточные таблетки.

Однако с уверенностью можно сказать, что чай и кофе никак не повышают риск развития меланомы.

Регулярный само осмотр кожных покровов. Особое внимание следует обращать на родинки в начале и в конце лета. При наличии каких-либо признаков их перерождения необходимо обратитесь к врачу. При наличии большого числа родинок, больших пигментных пятен или атипических невусов, следует избегать избыточной солнечной инсоляции и ежегодно обследоваться специалистов. Следует ограничить воздействие на кожу ультрафиолетового излучения, как солнечного, так и искусственного (солярии). Не следует загорать с 10 до 16 часов. Это самое опасное время, когда солнце наиболее активно и вероятность ожога кожи наиболее высока. В это время малоэффективны и солнцезащитные кремы. Они защищают кожу от ожогов, но не снижают риск развития меланомы и рака кожи. Нельзя находиться на солнце без защитных средств более 20 — 30 минут. Обязательно вытирать полотенцем тело по выходе из воды(капли воды могут усиливать эффект ультрафиолета как линзы) Самым надежным и простым способом защиты остаются наша одежда, головные уборы, защищающие кожу лица, и платки, прикрывающие шею. При этом предпочтение следует отдавать хлопчатобумажной одежде.

Истинная частота возникновения меланом из невусов до настоящего времени не установлена. Однако, как свидетельствует практика, меланома может развиться из любого типа пигментного невуса. Поэтому при их удалении обязательным является гистологическое исследование. Наибольшую опасность в отношении развития меланомы представляют гигантские пигментный невусы, атипические (диспластические) невусы, и ограниченный предраковый меланоз Дюбрея.

Американские ученные разработали интересную и уникальную методику для выявления опухолевых клеток меланомы. Исследователи утверждают, что под воздействием лазерного излучения клетки меланомы издают ультразвуковые колебания, что позволяет их обнаружить в крови задолго до того, как они укоренятся в других органах и системах.